Можно ли забирать телефон у ученика в школе в россии

можно ли забирать телефон у ученика в школе в россии

Поправки к закону «Об образовании» предложила группа сенаторов и депутатов, причем из разных фракций. Их главная цель — усилить, как сказано, «главенствующую роль педагога в процессе обучения и воспитания в образовательной организации». Это предусматривает возможность инициировать дисциплинарные взыскания к нарушающим школьные правила ученикам. Речь о замечании, выговоре и даже отчислении.

Изменения призваны гарантировать преподавателям правовую и социальную защиту. Сегодня возможность защищать честь и достоинство, а также привлекать оппонента к дисциплинарной ответственности есть только у учеников и их родителей, но не у педагогов, подчеркнула глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова, представляя законопроект. На нарушителей дисциплины в школах сегодня практически нет рычагов давления — даже отчисляют их с согласия родителей.

Педагог должен выстраивать образовательный процесс на уроке, он главный человек в классе, и качество обучения напрямую зависит от вовлеченности ребят и соблюдения ими дисциплины, высказал свое мнение министр просвещения России Сергей Кравцов. Именно для этого во время занятий предлагают ограничить использование мобильных телефонов, за исключением «случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев».

Мы говорим, что надо запретить телефоны, а учебные гаджеты в качестве исключения из запрета тут вообще упоминаться не должны, для них существуют свои законы

председатель Госдумы Вячеслав Володин

Подводя итог обсуждения, думский спикер заявил, что ко второму чтению необходимо внести две основные поправки. Первая должна разделить понятия гаджетов для обучения и персонального использования на уроке. Вторая — законодательно закрепить обязательность уроков труда. Вячеслав Володин попросил оперативно доработать поправки ко второму чтению, чтобы рассмотреть их уже в начале декабря.

В первом чтении поправки были приняты практически единогласно (один — против, один воздержался). Но если мнения депутатов в целом сошлись, то ни в образовательной среде, ни у родителей учеников единства в этом вопросе нет. «Сириус(Журнал» собрал срез мнений.

Учителя

Ирина Колесова преподает учащимся младших классов в Президентском лицее «Сириус». Стаж работы у нее больше 30 лет. Говорит, что осознанно подходит к вопросу использования гаджетов.

«Можно сколько угодно говорить о том, что в нашем детстве не было сотовой связи и было прекрасно. Но это другое время, и переводить свое субъективное мнение в общую точку зрения неправильно. При этом я всегда объясняю детям, что школа — не просто уроки, а часть жизни. Ее мы проживаем вместе в разных видах деятельности, в которых общение с миром через гаджеты не всегда нужно.

Это мешает живому общению

Поэтому мы совместно с детьми, утвердив это с родителями, приняли решение перед уроками складывать телефоны в специально выделенный бокс. Если ребенку нужно воспользоваться гаджетом, он может согласовать это с учителем, чтобы позвонить или зайти в интернет», — объясняет Ирина Колесова.

В некоторых классах Президентского лицея «Сириус» собирают у детей телефоны на время урока. Эту инициативу поддержали родители, и их дети уже с этим свыклись, рассказывает тьютор образовательного учреждения Регина Тагирова.

«Для учебы лучше было бы сдавать телефоны на все учебное время. Ведь из-за них у школьников сильно падает концентрация внимания. Потом они не могут без ошибок переписать предложение с доски, потому что мозг переутомлен.

У них вся жизнь в телефоне: там они достигают успехов, общаются с друзьями. Урок становится мучением, которое нужно перетерпеть и на перемене вновь вернуться к телефону

Мы одно время собирали телефоны до конца уроков. Дети становились намного спокойнее, начинали общаться, дружить, играть в настольные игры. Но проблема в том, что школьники из других классов сидят в это время в гаджетах, а наши подходят и смотрят в экран через плечо. Было бы здорово, если бы это правило стало единым для всех классов. Это бы сильно повысило работоспособность и улучшило успеваемость», — уверена Регина Тагирова.

Если учитель умеет заинтересовать детей, то проблема с телефонами решается автоматически, считает учитель географии Президентского лицея «Сириус» Михаил Ваганов.

«С точки зрения родителя, я за то, чтобы у детей не было телефонов. Мой сын сейчас в третьем классе, у него часы для связи. Я до последнего оттягиваю процесс покупки мобильника, хотя он уже требует. А как учитель я предлагаю иногда ребятам использовать гаджеты, когда нужно найти какую-то информацию. Потому что порой просто бессмысленно перечислять факты, и я даю задания ученикам поискать их самостоятельно. Часто у них возникают проблемы с этим. Некоторые не могут подобрать нужные ключевые слова, другие не понимают, что можно искать на английском или китайском языках. В этом плане телефон интересен. Но он мешает, когда дети отвлекаются на игры. Я бы предложил концентрировать гаджеты у учителя до того момента, пока они не понадобятся», — делится мнением Михаил Ваганов.

Забирать у учащихся телефоны нельзя. Вместо этого нужно объяснить детям правила их использования в школе, подчеркивает учитель начальных классов Президентского лицея «Сириус» Александра Титова.

«В этом вопросе нужна поддержка родителей. Многие дают телефон исключительно для связи. Мне кажется, что каждый может установить „родительский контроль“ и указать временные промежутки. Вообще, у нас в лицее очень насыщенный темп и много интересных занятий — детям просто не до телефона. Свободное время они предпочитают тратить на игры друг с другом. Для этого у них есть большие перемены и прогулки.

Когда мы ребятам предлагаем выбор — телефон или игры со сверстниками, они выбирают игры

Современные дети легко могут отказаться от гаджетов, когда вокруг них их сверстники и грамотные наставники. Очень важен личный пример. Мои ученики знают: что нельзя им, нельзя и мне», — делится опытом Александра Титова.

Родители

«Я считаю, что телефоны — это ответственность родителей. Если они не научили детей элементарному уважению, тому, что во время уроков нельзя пользоваться сотовыми, это печально. Я бы не стала как учитель брать на себя ответственность за телефоны своих учеников. Когда ребенок будет забирать обратно, может сказать, что экран разбит или еще что-то. И что тогда? Учителю платить?

Начальные классы — без разговоров: никаких телефонов даже на переменах

С детьми постарше сложнее, но с согласия родителей можно установить правило в школе, что на уроках не пользуемся и убираем звук. Если ученик нарушает его, пусть выходит из класса», — считает мама ученицы четвертого класса Татьяна Кальмыкова.

«Я против, чтобы у моего ребенка забирали телефон на время учебы. Давайте тогда и у нас, взрослых, будем забирать мобильники, когда мы приходим на работу. Каждому из нас важно быть с близкими на связи в любой момент. Почему мы должны лишать этого себя и собственных детей? Телефон — это же не только игры, есть множество полезных приложений. С его помощью школьники в том числе занимаются.

Не будет телефонов, дети все равно найдут, на что отвлечься

Дисциплина в классе во многом зависит от учителя. Просто нужно придумать правила: поймали с телефоном на уроке — значит, получишь дополнительное задание. В наше время выставляли из кабинета и говорили не приходить без родителей — тоже действовало отрезвляюще», — отмечает мама семиклассницы Александра Васильева.

«Телефон очень мешает учебе. Мне кажется, сотовый нужно сдавать, когда заходишь в школу. В ее стенах дети должны больше общаться и меньше уделять времени гаджетам. Это очень актуальный вопрос на сегодняшний день», — уверена мама ученика пятого класса Екатерина Евстропова.

«30 телефонов скидывать в одну коробку, а потом рыться и искать свой? Я против. Не только потому, что это не эстетично, не гигиенично, но еще и аморально — нарушаются личные границы. Это своего рода проявление превосходства учителя над учеником.

Если педагог не может обозначить правила и установить границы использования гаджетов в классе, значит, он проявляет слабость и непрофессионализм

Ему остается применять силу, а это уже насилие. Оставляя телефоны при себе, можно развивать ответственность у детей», — говорит папа первоклассницы Денис Ветров.

Руководители

В муниципальной школе им. С. Л. Страховой на федеральной территории «Сириус» нет жесткого запрета на использование гаджетов во время занятий. При этом действует правило, которое согласовано с родителями, о том, что учащиеся 1–6-х классов перед уроком убирают телефоны и умные часы в коробки. Если родителям нужно срочно связаться с детьми, они всегда могут позвонить учителю или классному руководителю, объясняет и. о. директора школы Елена Овсянникова.

«У учеников 7–11-х классов мы вырабатываем сознательное пользование мобильными устройствами: проводятся беседы с детьми и родителями, мероприятия. На самом деле дети сами признаются, что телефоны на уроке мешают. Хотя на перемене они могут ими пользоваться. И чтобы не было соблазна играть на смартфонах, мы занимаем школьников настольными играми, чтением книг», — рассказала она.

Руководитель Президентского лицея «Сириус» Павел Терехов признался, что для него вопрос о том, надо ли сдавать в школе телефоны, сложный, и сформировавшегося ответа на него нет.

«Если это предмет, на котором предполагается использование гаджетов или интерактивный урок с переходом по QR-коду, где можно оперативно посмотреть информацию, пройти тест или игровую практику, я не вижу в этом ничего плохого. Если же телефон создает проблемы и учителю, и ученику, это неправильно. Во многом от учителя зависит, насколько на уроке дети выполняют ту задачу, которую он им поставил. У настоящих мастеров мобильники если и будут использоваться, то только в практическом русле. А если на уроке скучно, я сам первым полезу в телефон», — рассуждает он.

Есть в профессиональной среде и резкие высказывания. Например, известный популяризатор науки профессор математики Алексей Савватеев сравнивает зависимость от смартфонов с алкогольной:

«Сегодняшние дети в массе своей навсегда искорежены тем, что им в три года дали мобильник. Мы в 12 не купили его дочери. Объяснили ей, что она единственная в классе не принимает наркотики: смартфон является героином сегодняшнего дня. Можно провести аналогию с алкоголем: во взрослом возрасте контролируемым образом его можно, а ребенку — сухой закон. И никак иначе, потому что это вызовет привыкание, отупение и неспособность концентрироваться ни на чем. Мы живем в условиях, когда смартфон конкурирует со школой. Если родитель дал его ребенку ранее 7–8 лет, считаю, что он совершил преступление».

Подписывайтесь на наш нового!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *