+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
Москва и МО
Санкт-Петербург и ЛО
Остальные регионы

Управление территориями и недвижимым имуществом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

Гуманитарный юридический колледж

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

И НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Учебно-методическое пособие

Рекомендовано Советом Гуманитарного юридического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальности 120714 земельно-имущественные отношения

Н 84
Рецензент — старший преподаватель кафедры городского кадастра С.В. Артамонова

«Управление территориями и недвижимым имуществом»: учебно-методическое пособие / И.Г. Носырева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141с.

Данное методическое пособие призвано способствовать лучшей организации самостоятельной работы студентов. С этой целью в нем содержится перечень основных тем учебного курса «Управление территориями и недвижимым имуществом», краткое содержание каждого вопроса по теме, контрольные вопросы к каждой теме, тестовые задания, список учебной литературы.

Учебно-методическое пособие составлено с учетом практики преподавания в средних профессиональных учебных заведениях и предназначено для учебной работы по дисциплине «Управление территориями и недвижимым имуществом» для студентов очной формы обучения по специальности 120714 земельно-имущественные отношения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938 42 63 (Москва)
8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы)
Это быстро и бесплатно!

ББК 65.224я73
© Носырева, И.Г. 2013

Тема 2 Регион как объект управление и основа региональной экономики ………………………………………………………………………………. …..11

Тема 3 Территориальное устройство Российской Федерации………………..19

Тема 4 Основные принципы устройства Российской Федерации …………. 30

Тема 5 Экономический потенциал Российской Федерации …………………37

Тема 7 Понятие и экономическая категория имущества ……………..………58

Тема 8 Государственная собственность и основы ее управления……..…….68

Тема 9 Основы управления муниципальным недвижимым имуществом…. 79

Тема 10 Управление недвижимым имуществом ……………………….……..90

Тема 11 Понятие и управление частной собственности ……………….……107

Тема 12 Основные методы управления государственным имуществом…. 115

Введение
Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей. а порой чреваты военными конфликтами. Для государств – правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

«Ключом» к овладению знаниями по дисциплине управление территориями и недвижимым имуществом является уяснение студентом понятие и деление территорий, имущества.

Для полноценного изучения и уяснения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом студенту необходимо использовать литературу по земельному праву, по гражданскому праву.

Для усвоения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом необходимо руководствоваться полученными знаниями по предмету экологические основы природопользования.

Задачами курса являются:

— рассмотреть общие принципы и методы территориальной организации страны;

— изучить систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны развития территорий;

— ознакомить студента с современным законодательством, методическими. нормативными и другими правовыми документами, регламентирующими управление имуществом;

— рассмотреть последние тенденции и методы управления территориями и имуществом.

— уметь использовать полученные данные, для оценки объекта оценки

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

— составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

— составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий;

— осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности;

— использовать кадастровую информацию в профессиональной деятельности;

— выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений;

— осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий;

— основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территории;

— основные понятия, задачи и принципы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель;

— методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий;

механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории;

— обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

— основы инженерного обустройства и оборудования территории

Тема 1Понятие территории и государственного управленияземлепользованием
План

1 Понятие государственной территории.

2 Государственное управление землепользованием.
Студент должен:

— иметь представление о подходах к определению понятия «территория» и функции государственного управления землепользованием;

— знать понятие территория, признаки территории, виды территорий, понятие государственного управления землепользованием, формы и методы государственного управления землепользованием.
1 Понятие государственной территории.

Территория — это часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Территории подразделяются на:

1 Понятие унии в эпоху феодализма и тесно связано с институтом монархии (союз феодалов в единовластие)

2 Государственная территория — это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

Признаки государственной территории:

— Территориальное верховенство государства над данной территорией

3 Территории с международным режимом — пространства лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств ( открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа).

Открытое море — пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства.

4 Территории со смешанным режимом — континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетную разведку и разработку природных ресурсов этих территорий(см. Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г.Конвенцию ООН по морскому праву 1982г)

Так же выделяют Космическое пространство — надземное пространство, начиная с 96 км над уровнем моря, планеты Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.

В состав государственной территории входят:

— сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

— водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

— земные недр — расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину.

— воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

2 Государственное управление землепользованием.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах. которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли—граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование. Т.к. незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами. а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В частности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п.

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами, которые отвечают природе земельных отношений:

Читайте также:  Основания расторжения брака в судебном порядке

1Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

2 Административный метод правового управления землепользованием включает: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

3 Организационно-правововой метод управления землепользованием следует включает:

— обеспечение безопасного использования земли;

— создание государственного реестра собственно земель;

— организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок .

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

— четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

— недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы. Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности.
Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что изучает дисциплина «Управление территориями и имуществом» и чем ее предмет отличается от экономической географии, социологии, политологии, этнография?

2 Какое значение занимает пространственный фактор в развитии общества.

3 Как изменилась роль пространственных факторов в развитии российской экономики во время реформ?

4 Назовите основные этапы формирования территориальных структур в дореволюционной России?

5 Определите роль экономической истории в изучении прошлого территорий России.
Тесты

Тест по МДК 01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

Область применения: 2 курс текущий контроль знаний для промежуточной аттестации.

Форма задания: закрытая

Тип сложности. средней трудности

Ограничение по времени: для теста 80 минут.

Алгоритм предъявления заданий: случайный

Способ оценивания: оценка

Расчёт итогового результата: без учёта трудности

Режим контроля: жёсткий контроль

86% — 100% — 5 «отлично»;

76% — 85% — 4 «хорошо»;

61% — 75% — 3 «удовлетворительно»;

0% — 60% — 2 «неудовлетворительно».

Студенту предъявлять– 80 заданий.

Тест охватывает темы:

Тема 1.1. Государственное управление территориями

Тема 1.2 Методология управления территориями

Тема 1.3 Недвижимость как объект управления

Тема 1.4 Экономические основы принятия управленческих решений в сфере недвижимости

Тема 1.5. Оценка недвижимости и обоснование инвестиционных решений в системе управления недвижимостью

Тема 1.6. Управление объектами недвижимости: организация деятельности и основные проблемы

Тема 1.7. Управление развитием недвижимости

1.8. Управляющие компании в системе управления недвижимостью

1.9. Организационно-экономические основы бизнеса управляющих компаний

1.10.Государство и муниципалитеты в системе управления недвижимостью

1. Главная задача государства:

а) Защита территории.

б) Охрана территории.

в) Защита границ.

г) Обеспечить целостность территории.

2. Территория Российской Федерации включает в себя территории:

б) Внутренние воды.

в) Территориальное море.

г) Воздушное пространство.

3. Правовое закрепление территории государством имеет значение:

4. Территория со смешанным режимом включает в себя:

а) Пространство Мирового океана.

б) Континентальный шельф.

в) Экономическая зона.

г) Водная акватория.

5. Территории подразделяются на:

б) Международным режимом.

в) Единым режимом.

г) Смешанным режимом.

6. Признаки государственной территории:

а) Принадлежность государству.

б) Целостность и неприкосновенность.

в) Подвластность государству.

г) Верховенство государства на данной территории.

7. Право территориального верховенства государства и необходимость обеспечивать баланс при использовании земельных участков находящихся в общегосударственных и частных владениях представляет собой —

а) Государственное управление.

б) Государственное управление землепользованием.

в) Метод управления земельными участками.

8. Безопасное использование земли, создание государственного реестра, организация ведения мониторинга земель представляет собой метод —

16+ Свидетельство о регистрации СМИ:
Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции и издательства: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Управление территориями и имуществом;

ГЛАВА I. Государственное управление землепользованием

Раздел 1. Понятие государственного управления землепользованием

Раздел 2. Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием

Раздел 3. Правовые функции государственного управления Землепользованием

ГЛАВА II. Государственное управление имуществом

Раздел 1. Основы управления муниципальным недвижимым имуществом

1.1. Понятие о недвижимом имуществе, его состав и классификация

1.2. Особенности объектов недвижимости как товара. Основные сделки с ними на рынке и формы их реализации

1.3. Методические подходы к определению рыночной цены продажи и сдачи в аренду объектов недвижимости

1.4. Управление недвижимостью и пути его совершенствования

Раздел 2. Основы управления государственным имуществом

ГЛАВА I. Государственное управление землепользованием

Раздел 1. Понятие государственного управления землепользованием

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли—граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование. Так как незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В частности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п.

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли;

(Инструкция Минфина России от 25.11.1998 № 5 О порядке формирования расходования, ведения, учета и составления отчетности об использовании средств Федерального фонда)

рациональную организацию государственного земельного кадастра;

создание государственного реестра собственно земель;

организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами . на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

• четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

Читайте также:  2010257 льгота по налогу на имущество

• недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности.

Раздел 2. Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В силу этого правовое управление землепользованием осуществляется как федеральными органами власти и управления, так и органами власти и управления субъектов РФ.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления. Например, местная администрация регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, регистрации земельных сделок, принятия мер по соблюдению режима природопользования, установленного для данной местности; органы Федерального агентства кадастра объектов Недвижимости осуществляют специализированные функции по подготовке дел к осуществлению землеустройства на конкретных земельных участках; органы санэпиднадзора осуществляют контроль за обеспечением производства экологически чистой продукции и т.п.

Земельным Кодексом РФ закреплены полномочия субъектов РФ и полномочия органов местного самоуправления в области землепользования (ст. 9—11).

Четко разделены функции между соответствующими звеньями государственных органов и органов местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а функции контроля за экологической безопасностью на земельных участках— на подразделения Министерства природных ресурсов РФ.

Широкие полномочия в области управления землепользованием предоставлены Правительству РФ.

Участие органов государственной власти в управлении землепользованием регламентировано в нормативно-правовых актах. В частности, Президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ); Государственная Дума принимает законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ); Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений (ст. 115 Конституции РФ); органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю (п. 1 ст. 130 Конституции РФ), регулируют земельные отношения в соответствии с Законом о местном самоуправлении. (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004) ; Указ Президента РФ от 20.05.2004 N° 649 « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».Федеральный закон от06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Государственное управление землепользованием Министерства и ведомства, не наделенные по новой Конституции функциями самостоятельного регулирования земельных отношений, осуществляют отдельные функции регулирования и контроля лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Как правило, эти функции закреплены в положениях об этих министерствах и ведомствах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (в ред. от 19.05.2004) определена компетенция этого агентства, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет деятельность через конкретные федеральные органы.

В своей деятельности этот орган руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, а также указанным постановлением. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Во исполнение возложенных на агентство задач оно выполняет следующие функции: разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ предложения по управлению земельными ресурсами, готовит предложения о размерах платы на землю, штрафов за нарушение земельного законодательства и др.

В пределах своей компетенции она имеет право: проводить проверки использования земель независимо от их ведомственной принадлежности и видов прав на земельные участки; давать обязательные для исполнения гражданами и юридическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства; в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, а также приостанавливать действия принятых с нарушением земельного законодательства решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направлять материалы об этом в суд и правоохранительные органы и др.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» определена его компетенция: оно осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

Основными функциями данного агентства являются:

а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

б) приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей, компетенции;

в) регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;

г) координацию в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной всей окружающей среды, основным элементом которой является земля.

Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по сельскому хозяйству) в соответствии с утвержденным Положением является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо общего управления ведомственное управление землями поселений осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое действует в соответствии с утвержденным Положением.

Ведомственными органами управления землями являются: Министерство обороны РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральное агентство железнодорожного транспорта и др.

Раздел 3. Правовые функции государственного управления землепользованием

Проблема совершенствования государственного управления землепользованием в целом и в отдельных отраслях народного хозяйства имеет важное значение в связи со все расширяющейся практикой деятельности органов государственного управления.

Основными функциями государственного управления землепользованием являются: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, функция обеспечения надлежащего использования земель, контрольная и охранительная.

Содержание государственного управления землепользованием раскрывается в процессе осуществления этого права и проявляется в определенных функциях. Рассмотрим их по отдельности.

Понятие недвижимое имущество было впервые сформулировано в Римском праве в связи с введением в гражданский оборот земельных участков и других природных объектов. В настоящее время оно стало общепринятым во всех странах мира, в традиционной России это понятие было применено в указе Петра 1. Для ограничения оборота недвижимости и её наследования. В советском гражданском праве, было установлено, что в связи с отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое было упразднено.

В статье 130 ГК с 1994 года к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещения которых без ущерба вследствие их перемещения невозможно.

Виды недвижимого имущества

Участки недр и фонды недр

Всё, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства

Приравненные к недвижимости, подлежащие гос-ой регистрации воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты

Иные предметы наделенные статусом недвижимости по закону

Предприятия в целом, как имущественный комплекс в целом. Земельные участки, здания и сооружения, инвентарь и оборудования, нематериальные активы, требования и долги, информация и другие исключительные права

Недвижимость как физический, экономико-правовой и социальный комплекс отношений.

Особенности недвижимости как товара.

Это объект сделок, право собственности на недвижимость и услуги, возможность использования недвижимости для определенных целей.

Полезность – это способность недвижимости удовлетворять потребности владельца именно в данном месте и в течение соответствующего периода времени.

Недвижимое имущество – это наиболее долговечный товар из всех существующих.

Земля по своей природе вечна, а здания и сооружения имеют нормативные сроки службы от15 до 200 лет. Предприятия, как имущественные комплексы чаще всего создаются на бессрочный период.

Основные типы недвижимости:

Офисные, складские, производственные помещения

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений не зависимо от форм собственности, включая жилые дома, общежития, специализированные дома, квартиры или иные помещения в других строениях пригодные для проживания.

Жилая недвижимость. как товар обладает следующими свойствами, отличающими его от других товаров:

Ж. н. неоднородна, по размеру, месту положения, времени постройки, отделке.

Ж. н. недвижима, имеет прочную связь с землей.

Ж. н. долговечна – долгое время находится на рынке недвижимости и требует вложений для ее поддержания.

Ж. н. дорога – сложно оплатить единовременно, требуются заемные средства.

Высоки издержки переезда – помимо существующей денежной стоимости существует и психологические издержки.

Базовый объект недвижимости – это земля, которая является местом проживания всех людей.

Читайте также:  Восстановление свидетельства о браке

Цели и принципы управления недвижимостью.

Управление – это более высокий уровень работы с недвижимостью по сравнению с обычными риэлтерскими операциями.

Управление недвижимостью, как особый вид предпринимательской деятельности в зависимости от ситуации может обозначать:

Принятие решений и оформление имущественных прав на объекты собственности.

Управление конкретным видом объекта в процессе его эксплуатации для удовлетворения личных потребностей или коммерческого использования.

Любое целенаправленное воздействие на недвижимое имущество для достижения поставленных целей.

Систему законодательного регламентирования и контроля всех участников отношений недвижимости.

В сфере предпринимательства в управлении недвижимостью эта деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная по поручению собственника на извлечение прибыли. Управляющий недвижимым имуществом это юридическое и физическое лицо, которое по договору с собственником недвижимого имущества осуществляет любые юридические и фактические действия с этим имуществом от его лица (собственника), если эти действия не запрещены законом или договором. Управление недвижимостью включает в себя такие операции, как строительные, инвестиционные, владения и пользования, любые риэлтерские операции, обменные операции и другие.

Брокер – это физическое лицо, непосредственно работающее с клиентами, и заключающие с ними от имени юридического лица или от имени индивидуального предпринимателя договоров по осуществлению гражданско-правовых сделок.

Агент – это физическое лицо, непосредственно работающее с клиентами и осуществляющий всю подготовительную работу для заключения брокером договоров с клиентами по осуществлению гражданско-правовых сделок с недвижимым имуществом.

Объектами управления выступают не только отдельные здания различного назначения и имущественные комплексы, но и соответствующие их системы – весь жилой фонд страны или региональный земельный фонд.

Субъектами управления являются все участники отношений недвижимости: собственники, арендаторы, владельцы и пользователи, уполномоченные гос-ые органы.

Для эффективного управления недвижимостью требуется:

Анализ аналогов недвижимости

Строительная, правовая, экологическая и экономическая экспертизы.

По осуществляющим управление недвижимостью субъектам выделяются пять видов регулирования:

Гос-ое регулирование рынка недвижимости, на региональном, федеральном и муниципальных уровнях различными гос-ми органами.

Самоуправление рынка недвижимости профессиональными его участниками (Российской гильдией риэлторов)

Общественные воздействия – мнение жителей микрорайонов и реакция широких слоев общества на те или иные операции с недвижимостью, которое во многих случаях служит основой для создания нормативных актах положений.

Управление определенным недвижимым имуществом.

Заключение полного пакетов обеспечивающих функциональное использование объекта в соответствии с его целевым назначением.

В процессе управления недвижимостью реализуются следующие функции: прогнозирование, постановка целей и выбор стратегий их достижения, планирования и проектирования, строительства и реконструкция, регистрация, оценка и учет, контроль и корректировка планов.

Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

В долгосрочном планировании разрабатываются цели и направления дальнейшего экономического развития, а так же разрабатываются альтернативные варианты развития объекта.

В среднесрочном планировании определяются обоснования экономической эффективности установление важнейших экономических пропорций.

В краткосрочном планировании система плановых расчетов предпринимательской деятельности обоснование программ подразделений.

Читать учебник по основам права: "Управление земельно-имущественным комплексом. Управление территориями и недвижимым комплексом"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Производственная практика по профессиональному модулю

Управление земельно-имущественным комплексом. Управление территориями и недвижимым комплексомТема 1. Недвижимость

Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственной собственности до ее разграничения, для целей, не связанных со строительством» (далее — Административный регламент), разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственной собственности до ее разграничения, для целей, не связанных со строительством» (далее — Муниципальная услуга) и определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении Муниципальной услуги.

Виды форм собственности предприятий

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимому имуществу (недвижимость) относятся объекты и все, что прочно связано с землей. Объект недвижимости включает три неразрывно связанных понятия:

· субъект права (граждане, юридические лица, государственные органы),

· объект права (земельные участки, здания, квартиры и проч.)

· и вид права (собственность, хозяйственное ведение, аренда и т.д.).

В настоящее время российское законодательство содержит значительное количество норм и правил, регулирующих правоотношения, связанные с недвижимостью. Руководствуясь «Общеправовым классификатором отраслей законодательства», основные нормативные акты, регулирующие сферу недвижимости, расположены в следующих отраслях законодательства:

· Основы государственного строя.

· Законодательство о земле.

· Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности.

· Законодательство о финансах и кредите.

· Законодательство о градостроительстве и архитектуре.

· Законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения.

· Законодательство о капитальном строительстве и капитальном ремонте.

· Законодательство об охране и использовании лесов.

· Законодательство по общим вопросам народного хозяйства.

· Законодательство о промышленности.

· Законодательство по общим вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Характеристики и классификации объектов недвижимости

Классификация объектов недвижимости не только способствует более успешному их изучению, но и дает профессионалам и потребителям единые ориентиры. Признаки классификации объектов недвижимости, являющиеся основой для группировки, различны, как различны мотивация и условия платежеспособности. Единого типологического критерия, интегрирующего влияние всех факторов, нет. На практике применяют несколько критериев, дающих обоснованное представление об объекте недвижимости. Но всегда надо помнить, что рынок недвижимости развивается не по классификации, а в соответствии с потребностями его участников. Поэтому всегда появляются объекты смешанных форматов, а некоторые лишь отчасти совпадают с классическими определениями.

Система классификаций объектов недвижимости

Определение объектов недвижимости предполагает наличие в их структуре двух элементов:

Естественных (природных) объектов — земельный участок, лес и многолетние насаждения, обособленные водные объекты и участки недр. Их еще называют «недвижимостью по природе».

Искусственных объектов (построек): многоквартирные дома, коммерческие, общественные (специальные) здания и сооружения, инженерные сооружения.

Тема 2. Управление объекта недвижимости

В широком смысле под управлением недвижимостью понимается предпринимательская деятельность [7, с.163] по выполнению всей совокупности работ, связанных с исполнением любых допускаемых гражданским законодательством Российской Федерации правомочий собственника недвижимого имущества, в том числе в соответствии с жизненным циклом недвижимости:

· изготовление (возведение, строительство);

· обслуживание, эксплуатация, ремонт;

· капитальный ремонт, модернизация, реконструкция и реставрация;

При этом деятельность по управлению недвижимостью осуществляется в трех аспектах — правовом, экономическом и техническом.

Правовой аспект управления недвижимостью состоит в наиболее рациональном использовании, распределении и комбинировании прав на недвижимость [6, с.156].

2. Экономический аспект управления недвижимостью реализуется через управление доходами и расходами, формирующимися в процессе эксплуатации недвижимости.

Технический аспект управления состоит в поддержании объекта управления в работоспособном состоянии в соответствии с его функциональным назначением.

Наименование органа, предоставляющего Муниципальную услугу

1. Муниципальная услуга предоставляется непосредственно Отделом природопользования администрации Спировского района (далее — Отдел).

При предоставлении Муниципальной услуги также могут принимать участие в качестве источников получения документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, или источников предоставления информации для проверки сведений, предоставляемых заявителями, следующие органы и учреждения:

Отдел архитектуры, строительства и инвестиций администрации Спировского района — подготовка заключения о возможности и целесообразности предоставления земельного участка под строительство; содействие в подготовке акта выбора земельного участка и обеспечении получения заключений и согласований от служб и ведомств, осуществляющих согласование места размещения объекта, подготовка схемы расположения земельного участка на топографическом или кадастровом плане соответствующей территории;

Отдел по управлению имуществом администрации Спировского района:

подписание Договора аренды (купли-продажи) земельного участка;

организация или кадастровый инженер, имеющие лицензию на проведение кадастровых работ (межевание) — проведение кадастровых работ (межевания) земельного участка;

ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области — обеспечение кадастрового учета земельного участка;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области — выписки из единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества, регистрация Договора аренды, купли-продажи.

Предоставление Муниципальной услуги Отделом осуществляется в соответствии с Положением об отделе природопользования администрации Спировского района, утвержденном распоряжением Главы администрации Спировского района от 03 октября 2005 года № 136-р.

Управление определенными объектами недвижимости:

ü Операционной недвижимостью — недвижимость, которую собственник использует для ведения конкретной предпринимательской деятельности;

ü Инвестиционной недвижимостью — недвижимость, которую собственник использует для получения максимальной прибыли.

Управление системами объектов недвижимости субъектов Федерации:

ü Муниципальной недвижимостью;

ü Земельными ресурсами;

ü Лесным фондом;

ü Недвижимостью в жилищной сфере;

ü Нежилой недвижимостью.

Тема 3. Операции с объектами недвижимости

Процедура государственной регистрации сделок с недвижимостью.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

В течение десяти рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральным законом, только указанным в ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» лицам предоставляются

Похожие работы

Рекомендуем посмотреть: