+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
Москва и МО
Санкт-Петербург и ЛО
Остальные регионы

ФЗ о гос регистрации прав на недвижимое имущество

Ответ Александру.
Я тоже иногда так думаю ))), это я про сговор )))

Право зарегистрировано до брака — значит квартира не является совместно нажитым имуществом.

Я бы применила следующую схему:

Договор дарения детям и жене в простой письменной форме. НО обязательно для регистратора копию свидетельства о браке, чтобы он понимал ситуацию.
Таким образом обязательство о наделении всех членов семьи долями будет исполнено.

Вам пришел письменный ответ из Росреестра. Перешлите его мне пожалуйста на почту: inf0@exspertrieltor.ru

Здравствуйте! По обязательству мне необходимо выделить доли детям и жене, нотариально это делать или в простой письменной форме договор дарения? Ипотека оформлена до брака, один собственник, ипотека погашена в браке с использованием материнского капитала. Здесь,в комментариях, Вы пишите, что достаточно договора дарения, минуя нотариуса. Этот же вопрос я задал на сайте Росреестра. пришел ответ: «В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Соглашение об оформлении жилого помещения в общую долевую собственность родителя (родителей) и детей по своей правовой природе является сделкой по отчуждению долей в праве, которая подлежит нотариальному удостоверению в соответствии с п.1 ст. 42 Закона о регистрации».»
Помогите пожалуйста разобраться, как мне быть. Из ответа следует, что квартира является совместной собственностью, хотя и оформлена до брака. И откуда здесь отчуждение долей? Может посоветуете куда мне обратиться, если сам территориальный росреестр дает такие разъяснения. Такое чувство либо они в сговоре с нотариусами, либо трактуют закон так как им удобнее.

Здравствуйте! Я купила квартиру в 2010 г, есть свидетельство на право собственности, техпаспорт на имя прежнего владельца. На свое имя не заказывала, никаких перепланировок не было. Сейчас хочу продать квартиру. Какие могут возникнуть сложности, какие документы нужно подготовить. С уважением Лидия.

Новые правила о государственной регистрации недвижимости ФЗ №218

С первого января 2017 года новый закон о регистрации недвижимости № 218 (далее 218-ФЗ, Закон) начинает свою работу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938 42 63 (Москва)
8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы)
Это быстро и бесплатно!

Новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации .

Правовой документ упростит осуществление сделок, поможет создать единую базу учета недвижимости, чтобы исключить путаницу, повысит качество оказываемых госуслуг.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Новый 218-ФЗ придет на смену 122-ФЗ и 221-ФЗ. При разработке нового Федерального закона был заимствован европейский опыт в предоставлении государственных услуг по оформлению сделок с собственностью.

При создании единой информационной базы снизятся затраты профильных казенных учреждений и клиентов, которые пользуются соответствующими услугами .

Новый Закон начнет свое действие с первого дня 2017 года. Закон будет регламентировать правовые отношения в субъектах РФ в связи со следующим:

  • Владение собственностью, а также сделка с ней требуют государственной регистрации прав ;
  • Добавление необходимых данных по объектам собственности в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а также предоставление сведений из него клиентам ;
  • Имущество требуется внести в кадастровую базу .

Таким образом, новые положения объединяют в себе статьи 122-ФЗ и 221-ФЗ. Новый закон их не отменяет, но уточняет, что они не противоречат настоящему закону (218-ФЗ, часть 4, статья 72).

Внесение информации в реестр

13 статья 218-ФЗ регламентирует, откуда могут поступать сведения:

  1. Информация с базы кадастра (внесение в кадастр) или/и фиксирование права на собственность. Вносятся основные характеристики объекта, данные о владельце, обременения и ограничения, проведение каких-либо сделок.
  2. Подача сведений от иных ведомственных структур. Информация добавляется в течение 5-и дней с момента поступления новых сведений от межведомственных структур, либо отправляется отказ в течение 15-и дней.
  3. Направленного уведомления. Используется в случаях, когда собственник имущества остается прежним, но изменяются параметры объекта.

Если вы хотите узнать, о способах исправления кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, советуем вам прочитать статью .

В 3 статье Закона назначается ответственный за фиксирование прав и по учету в кадастре параметров объектов – Росреестр . Ранее данное учреждение отвечало лишь за регистрацию, а Федеральная кадастровая палата Росреестра отвечала за кадастровую базу данных.

Чтобы произвести фиксацию прав, владения нужно внести в базу кадастра. Это правило действовало и до начала действия Федерального закона № 218.

Если же информация об объекте будет отсутствовать в реестре (после 1 января 2017 года), то госрегистрация прав и учет по кадастру будут произведены вместе. До образования объединенного реестра такое было невозможно.

Обновление данных в Росреестре осуществляется в ряде случаев, прописанных законодательно в пункте втором 14 статьи Закона (при предоставлении соответствующих документов):

  • Наследование .
  • Подразделения правительственных органов приняли акты, изменяющие право владения собственностью. Решение должно основываться на законодательной базе Российской Федерации.
  • Судебные решения .
  • Операции с недвижимостью (отчуждение, дарение, купля-продажа и т.д.), не конфликтующие с законом РФ.
  • Выполнение кадастровых работ в комплексе (межевание участков, разработка технического плана и пр.).
  • Приватизация имущества .
  • Выдача государственными органами свидетельств о праве собственности или иных документов, содержащих данные о владении .
  • Предоставление иных документов, свидетельствующих об изменении в праве собственности .

Сведения в реестр прав вносятся наряду с данными по кадастру в ситуациях (статья 14 пункт 3):

  1. Недвижимость, зарегистрированная ранее в Росреестре, прекратила существование;
  2. Выделение части имущества или прекращение ее существования;
  3. Формирование объекта недвижимости (не относятся прецеденты, когда собственность отчуждается в пользу государства для различных нужд).

В статье 14 (пункт 4) есть исключения, когда право на жилье (иной объект имущества) может быть оформлено без записи в кадастр (при этом информация об объекте должна уже содержаться в единой базе):

  • Недвижимость, внесенная в единый реестр, стала «ничейной» ;
  • В новостройке (в доме, более трех квартир) оформляется право на квартиру;
  • Права фиксируются на земельный надел, изъятый в пользу государства, а также по перераспределению границ наделов, находящихся во владении органов госвласти ;
  • Смена собственника ;
  • Лицо подтверждает свои права на объект, возникшие до 21 июля 1997 года (начало действия 122-ФЗ).
  • На права владения налагается обременение, а также снятие данных ограничений .

Читайте статью, требования к подготовке технического плана жилого помещения, тут .

Помимо этого, новый закон указывает случаи, когда кадастровый учет может быть проведен без регистрации прав на недвижимость (статья 14 пункт 5):

  1. Объект (его часть, в том числе с обременением), не регистрировавшийся ранее в ЕГРН, прекратил существование;
  2. Квартиры в многоквартирном построенном доме и машино-места (в предыдущих законах такой термин не встречается) уже зарегистрированные в ЕГРН застройщиком;
  3. Изменяются основные признаки объекта из реестра.

к содержанию ↑

Правила подачи заявления

Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

Информационная выписка выдается в течение 3-х дней. Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

  • Собственник объекта или иной правообладатель ;
  • Орган государственной или муниципальной власти. а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

Заявление в Росреестр подается:

  1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
  2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
  3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

Отказ и ответственность

Новый законодательный акт четко прописывает причины, которые могут стать основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учета (статья 27):

  • Клиент не подтвердил личность (не предъявил паспорт) или предоставил документы через другое лицо, не имеющее на это право ;
  • Документы, поданные через электронные ресурсы, не соответствуют установленным формам ;
  • В поданных документах выявлены неточности, исправления, приписки, а также есть повреждения, не дающие точного прочтения сведений ;
  • Отсутствует подпись клиента ;
  • Не оплата пошлины ;
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений в праве собственности (например, существует обременение или требуется личное участие собственника).
Читайте также:  Налог на имущество прямой или косвенный

Если регистратор сомневается в подлинности поданных документов, в правильности указанных заявителем сведений (в 3 статье 218-ФЗ указано более 50 причин), он может приостановить процедуру регистрации на 3 месяца (до вступления закона в силу, регистратор мог приостановить процедуру на 1 месяц).

Заявитель также может направить просьбу приостановить процесс регистрации на срок до 6 месяцев. Прошение можно направить только один раз.

Процесс приостанавливается до тех пор, пока выявленные причины, мешающие регистрации, не будут устранены. В случае невозможности устранения причин, в регистрации будет отказано.

Закон регламентирует выдачу выписки из ЕГРН для подтверждения становления на кадастровый учет или регистрации прав. Выдача свидетельств по новым правилам не предусмотрена .

В 10 главе 218-ФЗ четко прописана мера ответственности за бездействие или необоснованные действия при процедуре регистрации прав или постановке на учет по кадастру.

Статья 67 говорит об ответственности отдельного лица (госрегистратора)

  1. За несвоевременное внесение данных;
  2. За внесение информации, несоответствующей действительности (кроме случаев, когда данные подаются через иные источники);
  3. За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

Если сведения о квартире, здании, земельном наделе и ином, содержащиеся в ЕГРН, были утрачены или искажены, то ответственность ложится на Росреестр (статья 66) .

Возможно Вас заинтересует статья, как рассчитать налог при дарении недвижимости близким родственникам, прочитать об этом можно здесь .

В свою очередь, орган государственной регистрации имеет право требовать последующей компенсации от органов или лиц, которые виновны в случившемся.

С 2020 года в силу вступит статья 67 Настоящего Закона, согласно которой пострадавший может требовать компенсацию за потерю права владения по вине Росреестра .

Федеральный закон № 218 призван упростить процесс фиксирования недвижимого имущества, сэкономит время и средства посетителей и государства, соберет наиболее полную и точную базу об объектах недвижимости РФ, операции с недвижимостью станут более прозрачными, а значит, безопасными для покупателей и продавцов.

Закон о регистрации права собственности на объекты недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 г. какие нововведения нас ждут в новом году. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

У вас есть вопрос юридического характера?

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним


О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним


Принят 17 июня 1997 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Одобрен 03 июля 1997 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Основные термины

  • Добавить комментарий
  • 0
  • Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
  • кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;
  • недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы;
  • ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других);
  • сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
  • кадастровый и технический учет (инвентаризация) (далее также — учет) объекта недвижимости — описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера;
  • регистрационный округ — территория, на которой действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно — территориальных единиц.
  • Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  • Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
  • 2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).
  • 3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
  • 4. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
  • 5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
  • Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
  • 2. Субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
  • 2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
  • Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    • Добавить комментарий
    • 0
  • Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой.
  • Признание ранее возникших прав

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
  • Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
  • 2. Государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона.
  • 3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
  • Читайте также:  Что входит в содержание общего имущества

    Открытость сведений о государственной регистрации прав

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
  • Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав.
  • 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.
  • 3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются в установленном законом порядке только:
  • самим правообладателям;
  • физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
  • руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
  • судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;
  • лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону.
  • 4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права.
  • 5. Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  • Условия получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется за плату, если иное не установлено законом.
  • 2. Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества организации, ответственной за учет указанного объекта, в том объеме, который необходим для ее работы.
  • В соответствии с законами Российской Федерации учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:
  • правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;
  • государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;
  • органов государственной статистики;
  • организаций, определенных законами Российской Федерации.
  • 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организации по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в срок не более чем десять дней с даты обращения обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно или за плату, согласованную с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Собираетесь ли вы в будущее время начать свой бизнес?

    ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

    НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

    17 июня 1997 года

    3 июля 1997 года

    (в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ,

    от 12.04.2001 N 36-ФЗ, от 11.04.2002 N 36-ФЗ,

    от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 11.05.2004 N 39-ФЗ,

    от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

    от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,

    от 29.12.2004 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ,

    от 30.12.2004 N 217-ФЗ, от 05.12.2005 N 153-ФЗ,

    от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,

    от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,

    от 18.07.2006 N 111-ФЗ. от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

    от 18.12.2006 N 232-ФЗ. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.

    от 02.10.2007 N 225-ФЗ. от 18.10.2007 N 230-ФЗ.

    от 08.11.2007 N 257-ФЗ. от 23.11.2007 N 268-ФЗ.

    от 13.05.2008 N 66-ФЗ. от 30.06.2008 N 108-ФЗ.

    от 22.07.2008 N 141-ФЗ. от 23.07.2008 N 160-ФЗ.

    от 22.12.2008 N 264-ФЗ. от 30.12.2008 N 306-ФЗ.

    от 08.05.2009 N 93-ФЗ. от 17.07.2009 N 174-ФЗ.

    от 21.12.2009 N 334-ФЗ. от 27.12.2009 N 343-ФЗ.

    от 07.04.2010 N 60-ФЗ. от 17.06.2010 N 119-ФЗ.

    от 30.11.2010 N 328-ФЗ. от 29.12.2010 N 435-ФЗ.

    от 20.03.2011 N 41-ФЗ. от 04.06.2011 N 129-ФЗ.

    от 01.07.2011 N 169-ФЗ. от 18.07.2011 N 214-ФЗ.

    от 19.07.2011 N 246-ФЗ. от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

    от 03.12.2011 N 378-ФЗ. от 03.12.2011 N 383-ФЗ.

    от 06.12.2011 N 405-ФЗ. от 07.12.2011 N 417-ФЗ.

    от 08.12.2011 N 423-ФЗ. от 12.12.2011 N 427-ФЗ.

    от 05.06.2012 N 61-ФЗ. от 29.06.2012 N 96-ФЗ.

    от 10.07.2012 N 118-ФЗ. от 28.07.2012 N 133-ФЗ.

    от 30.12.2012 N 294-ФЗ. от 30.12.2012 N 318-ФЗ.

    от 05.04.2013 N 43-ФЗ. от 07.05.2013 N 101-ФЗ.

    от 23.07.2013 N 239-ФЗ. от 23.07.2013 N 244-ФЗ.

    от 23.07.2013 N 250-ФЗ. от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

    от 02.11.2013 N 294-ФЗ. от 21.12.2013 N 379-ФЗ )

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные термины

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

    абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

    недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом. — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ. от 04.12.2006 N 201-ФЗ )

    ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других);

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

    сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

    абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

    регистрационный округ — территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также — орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).

    (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).

    3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

    4. Утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ.

    5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

    (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

    Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

    В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).

    Читайте также:  Убытки от реализации амортизируемого имущества

    (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
    Полный текст Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» можно скачать здесь: FZ_O registracii prav

    Статья 24. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество

    1. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. К заявлению о государственной регистрации могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные. В этом случае государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

    В случае, если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек.

    Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.

    2. В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.

    3. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

    4. Заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

    На государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом кроме необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом документов представляются:

    — выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданная в установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию;
    — лицензия управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
    — правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом (договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом) со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями, зарегистрированными в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах».

    При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).

    Данная статья устанавливает правила регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, т.е. имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, они считаются равными (статья 245 Гражданского Кодекса РФ).

    Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил статьи 250 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

    Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

    Такие же правила применяются при отчуждении доли по договору мены. Моментом перехода доли в праве общей собственности по договору является момент государственной регистрации такого перехода. Для государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности к заявлению о государственной регистрации необходимо получение согласия на регистрацию от каждого из остальных сособственников (пункт 1 статьи 24 настоящего Закона). Это согласие должно быть дано в письменной форме и прилагаться к заявлению о регистрации права при его подаче. Подпись сособственника должна быть удостоверена в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально.

    При отсутствии согласия всех сособственников регистратор прав обязан приостановить государственную регистрацию на два месяца и в трехдневный срок направить извещения о приостановлении государственной регистрации прав всем сособственникам, не выразившим свое согласие. Указанные сособственники вправе заявить письменные возражения, подписи под которыми должны быть удостоверены в вышеуказанном порядке. Если в течение срока приостановления государственной регистрации такие возражения не будут представлены регистратору прав, государственная регистрация права на долю в общей долевой собственности проводится без их согласия. В противном случае регистратор отказывает в регистрации прав на основании пункта 1 статьи 20 Закона. поскольку представленные на регистрацию документы по содержанию оказываются не соответствующими требованиям пункта 1 статьи 24 Закона (вместо согласия на регистрацию заявлено возражение против ее проведения).

    Спор между сособственниками, возникший в связи с представленными возражениями (например, нарушением преимущественного права покупки кого либо из сособственников), подлежит разрешению в судебном порядке. В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками. Отсутствие согласия этих сособственников влечет последствия, предусмотренные в пункте 1 статьи 24 Закона для случая отсутствия согласия сособственников на регистрацию доли в праве общей собственности.

    Пункт 3 статьи 24 Закона предусматривает, что государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей. Иное может быть предусмотрено законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями. Это правило соответствует положениям пунктов 2, 3 статьи 253 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом; при этом каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников.

    Презумпция наличия полномочий на совершение сделки у одного из участников совместной собственности направлена на защиту интересов добросовестного приобретателя. Хотя эта презумпция может быть опровергнута, тем не менее сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий лишь в случае, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом (пункт 3 статьи 253 Гражданского Кодекса РФ).

    Рекомендуем посмотреть: