+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
Москва и МО
Санкт-Петербург и ЛО
Остальные регионы

ФЗ 159 об особенностях отчуждения недвижимого имущества

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТЧУЖДЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И АРЕНДУЕМОГО СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
4 июля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2008 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также — арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ )
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации");
2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;
3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.
5) государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на 1 июля 2015 года опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 144-ФЗ. от 29.06.2015 N 158-ФЗ )
3. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее — Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества").

РЕФЕРЕНТ: Статья 1 действует до 01.07.2018 (часть 3 статьи 10)

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам.

Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /N 159-ФЗ от 22.07.2008/

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также — арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288 16 73 (Москва)
8 (800) 550 47 39 (Остальные регионы)
Это быстро и бесплатно!

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

3. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.

3. Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества.

Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

Читайте также:  Лизинговое имущество на балансе лизингодателя

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества

1. Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам — субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее — предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

3. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

4. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

5. При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).

6. В любой день до истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

7. Уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

9. Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;

2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;

3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

10. В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

11. В договоре купли-продажи арендуемого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, стороны подтверждают выполнение продавцом и покупателем условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение

1. Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

2. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

3. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.

4. Оплата приобретаемого в рассрочку арендуемого имущества может быть осуществлена досрочно на основании решения покупателя.

5. В случае если арендуемое имущество приобретается арендатором в рассрочку, указанное имущество находится в залоге у продавца до полной его оплаты. Условия договора купли-продажи арендуемого имущества о неприменении данного правила ничтожны.

Читайте также:  Размер алиментов на двоих детей в 2019

(часть пятая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ)

6. Стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.

Статья 6. Последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества

1. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Федеральный закон 159-ФЗ

Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

действующий (Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона Части 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2009 г. Статьи 1 — 6 и 9 настоящего Федерального закона действуют до 1 июля 2010 г.)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества
Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества
Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества
Статья 5. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение
Статья 6. Последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества
Статья 7. О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Статья 8. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Статья 9. Переходные положения
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

catalog/catalog.cgi?c=1&f2=3&f1=II001’> Нормативно-правовые документы

  • catalog/catalog.cgi?c=1&f2=3&f1=II001007’> Собственность, имущество

«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5 августа 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства при определенных условиях дается преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

  • арендуемое имущество находится во временном владении или временном пользовании у арендатора непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 5 августа 2008 года, в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Обращаю Ваше внимание на то, в Омской области принят такой закон 30 сентября 2008 года. Предельное значение площади арендуемого имущества в Омской области равно 300 кв. м;
  • арендуемое имущество не включено в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав самих субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стоимость реализуемых объектов из муниципальной собственности определяется в соответствии с отчетом о рыночной стоимости объекта, составленным независимым оценщиком. Оплата по договору осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки установлен Законом Омской области и равен трем годам. При этом на сумму денежных средств, по уплате которых предоставляется рассрочка, проценты начисляются, исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центробанка, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества. В случае оплаты имущества в рассрочку заключается в обязательном порядке договор залога. Расходы государственной регистрации данного договора возлагаются на арендатора.

Законодатель ограничивает сферу действия Закона. Он не распространяется, в частности, на недвижимое имущество, которое ограничено в обороте, на имущество, принадлежащее муниципальным учреждениям на праве оперативного управления, на приватизацию имущественных комплексов государственных или муниципальных предприятий.

Речь в данном законе идет именно о субъектах малого и среднего предпринимательства, к которым, согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» отнесены включенные в единый государственный реестр физические и юридические лица, соответствующие следующим условиям:

  1. Для юридических лиц:
    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
    • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
  3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • микропредприятия – 60 млн. рублей;
    • малые предприятия – 400 млн. рублей;
    • средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Что касается сроков оформления договоров, то законодатель предусмотрел следующую процедуру. В двухмесячный срок после получения заявления заключается договор на проведение оценки рыночной стоимости, затем в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке принимается решение об условиях приватизации арендуемого имущества. Далее в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации заявителю направляются проекты договора купли-продажи и, если необходимо, договора залога.

Читайте также:  Расчет авансовых платежей по налогу на имущество

Договор купли-продажи должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения субъектом проекта указанного договора. По истечении 30 дней, если договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства, он утрачивает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества. Субъект лишается этого права также с момента отказа от заключения договора, а также с момента расторжения договора купли-продажи в связи с существенным нарушением его условий субъектом.

Уполномоченный орган вправе возвратить заявление арендатору в 30-дневный срок с указанием причины отказа в случае, если данный арендатор не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и дающим преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

Все вышеобозначенное в равной мере касается тех, кто арендует имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Особенностью заключения договоров купли-продажи с указанными арендаторами является согласие собственника арендуемого имущества, которое дается не ранее чем через 30 дней после направления уведомления совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства. В Омске таким органом является Совет по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска.

Распоряжением Мэра города Омска 1 октября 2008 года создан Координационный совет по отчуждению муниципального недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в состав которого вошли депутаты Омского городского Совета, представители Омской торгово-промышленной палаты, представители Администрации города Омска.

За период с 1 января 2009 года по 31 мая 2010 года состоялось 24 заседания Координационного Совета. По итогам проведенных заседаний из 103 рассмотренных заявлений решением Координационного Совета рекомендовано:

  • предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального недвижимого имущества 75 арендаторам;
  • отказать в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального недвижимого имущества 28 арендаторам.

Таким образом, все заявления арендаторов рассматриваются своевременно. Договоры заключаются в установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Продлено действие закона о льготном выкупе арендуемого имущества, закон о «малой приватизации», 159-ФЗ

Продлено действие закона

о льготном выкупе арендуемого имущества.

Действие Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый закон о «малой приватизации») продлено до 01 июля 2018 года.

Напомним, что этот закон позволяет субъектам малого и среднего бизнеса, арендующих муниципальное или региональное имущество, при соблюдении определенных условий приобрести его в собственность по рыночной цене.

В новой редакции закона для предпринимателей явно улучшены условия выкупа арендуемых помещений.

1. Так в статью 3 159-ФЗ были внесены изменения, которые позволяют воспользоваться правом на выкуп, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до 1 июля 2013 года в соответствии с договором или договорами аренды. Напомним, что ранее право на выкуп возникало если имущество непрерывно арендовалось в течение двух лет на момент вступления 159-ФЗ в силу, то есть до 05.08.2008 года. Таким образом, количество субъектов МСП, получивших право на выкуп, расширяется.

2. Арендаторы получили право обжаловать не только отказ или бездействие уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, но и достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, взятой за основу для определения цены выкупаемого имущества (таким правом предприниматели пользовались и ранее, но в текст 159-ФЗ оно включено только сейчас).

3. Теперь законодательно закреплено, что течение 30 дневного срока для подписания договора купли-продажи приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого или среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, взятой за основу для определения цены выкупаемого имущества. Причем срок приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного решения по спору о выкупной цене.

4. Сняты ограничения, касающиеся предельной площади выкупаемых помещений (напомним, что ранее нельзя было выкупить помещения, площадь которых превышала 2000 кв.м).

5. Еще одним новшеством является возможность выкупа из так называемого «неотчуждаемого перечня». Арендатор по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о выкупе арендуемого имущества, включенного в такой перечень при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет до 1 сентября 2012 года в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления.

6. Законодательно закреплено, что оплата в рассрочку может производиться равными ежемесячными или ежеквартальными платежами.

7. Также новая редакция предполагает предоставление минимального срока рассрочки при оплате за приобретаемое недвижимое имущество до трех лет (ранее данный срок определялся исключительно законом субъекта РФ). Теперь минимальный срок рассрочки закреплен на федеральном уровне.

8. Положения нового закона позволяют субъектам МСП повторно обратиться с заявлением о реализации своего преимущественного права, даже если ранее ими были получены отказы в выкупе по причине отсутствия необходимого срока аренды, превышении предельного размера выкупаемого помещения или включения его в перечень.

Единственное исключение из этого правила — на день вступления в силу настоящего Федерального закона не должно быть опубликовано информационное сообщение о продаже такого имущества на торгах.

Оцениваем новую редакцию закона № 159-ФЗ как исключительно полезную для предпринимателей и направленную на поддержку МСП.

В связи с тем, что процедура выкупа муниципального имущества разделена на определенные этапы и занимает достаточно долго времени, с проблемами потенциальные собственники (арендаторы) встречаются практически на каждой стадии процесса выкупа.

Специалисты Юридической фирмы «ЛЕВЪ» имеют передовой опыт работы по выкупу арендуемого муниципального имущества, в том числе проведут полное сопровождение выкупа арендуемого имущества, помогут арендаторам с возникающими проблемами, при необходимости проведут судебное обжалование каких-либо действий и актов в ходе выкупа.

За дополнительной информацией обращайтесь к Малмыгину Александру Сергеевичу — руководителю Отдела договорной и хозяйственной практики Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ». Профессиональная деятельность: подготовка и экспертиза договоров и сделок, а также возникающих в связи с ними правоотношений; сопровождение торгов на заключение государственных контрактов; сопровождение сделок с недвижимым имуществом; оформление прав на землю; внешнеэкономические сделки; консультирование и защита прав в области гражданского, административного, трудового, земельного права, представление интересов клиентов в суде. Член ассоциации юристов. Стаж работы в сфере юридического консалтинга – 11 лет.

Рекомендуем посмотреть: