+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
Москва и МО
Санкт-Петербург и ЛО
Остальные регионы

Элементы налога на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. На территории г. Москвы налог на имущество организаций устанавливает Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (с изменениями от 31 марта 2004 г.)

Налогоплательщики налога на имущество организаций:

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

ü земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

ü имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Максимальная ставка налога на имущество установлена в размере 2,2%. Конкретные ставки в пределах данной величины устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288 16 73 (Москва)
8 (800) 550 47 39 (Остальные регионы)
Это быстро и бесплатно!

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Порядок и сроки уплаты.

Расчет суммы налога производится плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

2. Налог на имущество организаций. Элементы налога и их характеристика.

Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), Относится к региональным налогам. Плательщиками указанного налога являются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Налоговым периодом по уплате указанного налога признается календарный год. Максимальная налоговая ставка не может превышать 2,2 процента.

1.Субъект налогообложения, налоговые «резиденты» и «нерезиденты».

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги. Согласно российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Филиалы российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения. К иным категориям налогоплательщиков относятся постоянные представительства иностранных юридических лиц.

Вышеназванные филиалы и другие подразделения российских организаций уплачивают налоги не как самостоятельные налогоплательщики, а в порядке исполнения соответствующих обязанностей головной организации по месту их нахождения. Эта норма, по существу, превращает филиалы в своеобразные расчетные и кассовь(центры, поскольку автоматически освобождает их от каких-либо обязанностей налогоплательщика. Все эти обязанности в соответствии с НК РФ должна выполнять головная организация. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком по декларации или удержан у источника выплаты дохода. Носитель налога — это лицо, которое в конечном итоге несет бремя налогообложения. Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Следует также отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов и сборов.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (резидентства). Резиденты — это лица, имеющие постоянное местопребывание в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом. Нерезиденты — это лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные в данной стране.

2. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Однако согласно второй главе Конституции РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ у гражданина России есть права и свободы. По 35 статье каждый вправе иметь имущество в собственности и право частной собственности охраняется законом. Поэтому есть противоречие с 2 главой и нарушение прав человека и частной собственности.

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

Читайте также:  Образец расписки на алименты на ребенка

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

— 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций

*(1) С 2014 года не признаются налогоплательщиками организации, указанные в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

*(2) Имеются особенности в налогообложении имущества иностранных организаций, имущества переданного в доверительное управление и имущества при исполнении концессионных соглашений. Определено имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

*(3) Предусмотрены особенности в исчислении налоговой базы для имущества иностранных организаций и некоторых объектов недвижимости. Налоговая база в отношении таких объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (первый квартал, полугодие, 9 месяцев). Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

*(5) В отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены иные размеры максимальных налоговых ставок. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

*(6) Установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Установлены также сроки и порядок уплаты авансовых платежей.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог на имущество, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ законодательный орган субъекта РФ не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства РФ о налогах и сборах (см. Определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14. от 12.12.2007 N 91-Г07-27. от 28.07.2010 N 1-Г10-14 ). Разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05 и от 22.02.2011 N 03-05-04-01/03 .

Однако с 2014 года субъекты РФ вправе устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на июнь 2017 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Актуальный текст документа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Характеристика элементов налога. Экономическое значение налога на имущество организаций и его место в налоговой системе РФ

Экономическое значение налога на имущество организаций и его место в налоговой системе РФ

Налог на имущество организаций

Налоговые льготы. Гл. 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу. Закон субъекта РФ может устанавливать и не устанавливать налоговые льготы. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория налогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.

Льготы по транспортному налогу чаще всего предоставляются в форме освобождений определенных категорий налогоплательщиков, в том числе – по видам транспортных средств, реже – в форме пониженной ставки и уменьшения суммы налогового оклада.

Налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен и когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена стремились облагать движимое и недвижимое имущество налогом в соответствии с его стоимостью. Налог на имущество (недвижимость) в настоящее время существует более, чем в 130 странах.

Налог на имущество организаций относится к категории прямых налогов и взимается с владельца имущества, как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество. В России налог на имущество организаций пришел на смену плате за фонды, действовавшей в 1965 – 1991 гг. С появлением различных форм собственности и экономического соперничества между ними возникла необходимость взимания налогов не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.

Экономическая сущность налога на имущество организаций – это изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Кроме того, налог на имущество организаций выполняет фискальную функцию, являясь одним из наиболее крупных и стабильных источников доходов региональных бюджетов, поскольку его величина не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Главное экономическое назначение налога на имущество организаций состоит в:

1) стимулировании эффективного использования предприятиями имеющегося в их распоряжении имущества и освобождении от производственных фондов, не приносящих прибыли;

2) ускорении оборачиваемости оборотных фондов и полной загрузки основных фондов;

3) снижении ресурсо- и материалоемкости в производстве.

Налог на имущество организаций относится на финансовые результаты деятельности организации. Он подлежит уплате даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка. Преимущество налога на имущество заключается в стабильности налоговой базы в течение налогового периода, отсутствии прямой зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обуславливает его фискальную значимость.

В формировании современной системы налогообложения имущества организаций можно выделить два основных этапа.

Первый этап был связан с действием Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». В соответствии с данным законом налогом на имущество облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, был определен довольно широкий перечень льгот. Закон № 2030-1 действовал 11 лет с 1992 по 2003 год включительно. За указанный период в закон 15 раз вносились различные изменения и дополнения, которые в основном были связаны с корректировкой налогооблагаемой базы и имели в большей степени фискальную, чем экономическую направленность.

Читайте также:  Имущество, находящееся в хозяйственном ведении

Второй этап становления системы налогообложения имущества организаций связан с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» Данным законом НК РФ был дополнен гл. 30 «Налог на имущество организаций», которая вступила в силу с 1.01.2004 г. В соответствии ст. 14 НК РФ и гл. 30 НК РФ налог на имущество организаций – региональный налог. Порядок исчисления нового налога на имущество был существенно изменен. В первую очередь это коснулось объекта налогообложения, которым стало признаваться движимое и недвижимое имущество, относящееся исключительно к объектам основных средств. Одновременно, был значительно сокращен перечень налоговых льгот.

Налогоплательщики (ст. 373 НК РФ):

Согласно ст. 373 НК РФ налог на имущество уплачивают иностранные организации, которые:

– осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства;

– и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ;

– и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В случае если иностранная организация имеет несколько оснований для признания ее налогоплательщиком по налогу на имущество, то данная организация является налогоплательщиком по всем имеющимся у нее основаниям.

До 2017 г. не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийский игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи…», в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением олимпийских игр.

Не являются плательщиками налога на имущество организации. применяющие специальные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном НК РФ.

Объект налогообложения (ст. 374 НК РФ):

для российских организаций – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, если иное не установлено ст. 378 НК РФ (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, полученное по концессионному соглашению);

для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ через постоянное представительство – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета для российских организаций, имущество, полученное по концессионному соглашению;

для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства – недвижимое имущество, находящиеся на территории РФ, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Таким образом, для российских организаций имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

– имущество должно быть движимым или недвижимым;

– имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено гл. 30 НК РФ (например, при совместной деятельности, при передаче имущества в доверительное управление).

Например, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Так, под определение объекта по налогу на имущество подпадают и транспортные средства, которые, в то же время, являются еще и самостоятельным объектом налогообложения транспортным налогом.

С 01.01.2006 г. согласно п. 5 ПБУ 6/01 доходные вложения в материальные ценности также признаются основными средствами. Так, объекты основных средств, учтенные в составе доходных вложений в материальные ценности на сч. 03, то есть объекты, приобретенные для сдачи в аренду или лизинг, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Объекты основных средств стоимостью не более 20000 р. отражаются в составе материально-производственных запасов и налогом на имущество организаций не облагаются.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат, связанных с приобретением имущества: стоимость имущества, уплаченная поставщику; расходы по транспортировке, доставке; посреднические вознаграждения; прочие расходы, непосредственно, связанные с приобретением и созданием этого имущества.

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения:

– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской, обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Первое исключение применяется в отношении всех налогоплательщиков (как российских, так и иностранных организаций). Второе исключение касается только соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Налоговая база (ст. 375, 376 НК РФ) по налогу на имущество организаций для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство в Российской Федерации, определяется как среднегодовая стоимость имущества. признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (рисунок 1).

Первоначальная стоимость основных средств, отраженных на сч. 01 и 03

Амортизация по основным средствам, отраженная на сч. 02

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой. региональный. налог с юридических лиц, общий, имущественный.

Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций.

Плательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество. признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Читайте также:  Брачный договор на квартиру, купленную в браке

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные прс дета в итсл ьств а. объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.

Налоговый период налога на имущество организаций

Налоговым периодом признается календарный год .

Отчетными периодами являются первый квартал. полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая база в соответствии со ст. 375 НК определяется для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство, как среднегодовая стоимость имущества.

При определении налоговой базы принимается следующая стоимость имущества:

  • по имуществу, подлежащему амортизации, принимается его остаточная стоимость, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации;
  • по имуществу, не подлежащему амортизации, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. К такому имуществу относятся — объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т. п. объекты основных средств у некоммерческих организаций.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Ставка налога на имущество организаций

Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества. В Москве налоговая ставка установлена в максимальном размере для всех налогоплательщиков.

Налоговые льготы

Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. Например:

  • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%) в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество государственных научных центров;
  • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

В Москве, в частности, от налога на имущество организаций освобождаются учреждения, финансируемые за счет бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований г. Москве на основе сметы доходов и расходов, организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы, и другие категории плательщиков.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Налогоплательщики — иностранные организации, не осуществляющие деятельности на территории России, но имеющие объекты недвижимого имущества, расположенные на ее территории, уплачивают также в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, и соответствующей налоговой ставки. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика данной категории права собственности на недвижимое имущество, исчисление налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект был в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. В Москве уплата авансовых платежей и налога производится в те же сроки, что и подача налоговых расчетов и налоговой декларации.

Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Статьями 384, 385, 3851, 3852 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации .

  • Налоги и налогообложение

  • Рекомендуем посмотреть: